понедельник, 30 ноября 2015 г.

Велопоход по Южному Уралу 2015
(Стерлитамак - Златоуст)




Небольшое предисловие.

    Если делать общий вывод о походе - сам по себе он получился восхитительный - великолепные пейзажи, интересная дорога, отзывчивые люди, везение с капризной погодой тех мест.
     Самым неприятным лично для меня моментом, пожалуй, оказалась компания - Друид и двое его лучших друзей (с которыми я не была знакома). Скататься перед походом не было возможности, и получилось, что характерами мы прилично не сошлись - взаимных косяков  как с моей, так и с их стороны, была куча, даже не хочется вспоминать. Самый важный опыт данного похода - впредь тщательно выбирать компанию. Две-три недели путешествия - далеко не самое лучше время для того, чтобы притираться характерами.
      Фотографии в отчёте - Артёма Г. (самые красивые :)пополам с моими с мыльницы.
      Прочие фото, не вошедшие в отчёт (отобранные на мой вкус) можно посмотреть тут:
      https://fotki.yandex.ru/users/uliana-finik/album/477822/
      Весь трек похода одним файлом:
      https://www.strava.com/activities/423204325
    Данный текст - первая моя попытка написать отчёт по походу, конструктивная критика с благодарностью принимается.
     Маршрут частично перекликается с маршрутом Григория в 2009 году, вот его отчёт:
     http://ded-grigory.narod.ru/2009-ural/index.html
       

4-5.07. День отъезда, поезд.

     Сели на поезд в 12-12 с Ряжского вокзала, предварительно купив багажные квитанции на велосипеды за 114р., несмотря на то, что кассир доказывала, что она не пригодится.
    В итоге квитанции даже никто не смотрел. Поезд был Белорусского формирования, с новыми чистыми вагонами и неудобными для велотуриста верхними закрытыми багажными перекладинами.
   Ехали 30 часов.
   Проводница попалась с характером надзирателя колонии.

5.07. День 1. Прибытие в Уфу, заброска в Стерлитамак.

     В 19:14 (по московскому времени) и в 21:14 по местному прибыли в Уфу, где проходил некие саммиты ШОС и БРИКС, поэтому на выходе из вокзала основательно досмотрели нас, наши баулы и велы.         
    Везде вывески на двух языках- русском и башкирском. Купила на вокзале магнитики уииииии :)


     Планировалось доехать на трамвае или на автобусе до автовокзала, и там попытаться заброситься до Стерлитамака, однако, прождав транспорт минут 40, мы решили ловить такси, что тоже удалось не сразу. По местному времени было около 23-00. В итоге загрузились к дружелюбному башкиру на «Ладу Ларгус», велы погрузили в чехлах на крышу, сами расселись в машине. 120 км. до Стерлитамака обошлись в 4 000 р.
     Ехали под непрекращающиеся добродушные рассказы башкира о жизни, а так же под раскаты грома и с мелькающими каждые несколько секунд молниями на горизонте. Через некоторое время въехали в ливень. Настроение начало появляться соответствующее, к тому же прогнозы, просматриваемые перед отъездом, обещали частые осадки.
     Изначально планировали проехать Стерлитамак и встать недалеко за городом, собрать велы, поставить палатки, выспаться,  однако перманентно ливший дождь нарушил наши планы. Выгрузились мы на ЖД-вокзале, решив посидеть там часов до 3х утра и затем сразу выдвинуться.
      Перекантоваться на вокзале нас пустили только после составления протоколов и досмотра с описью всего имеющегося при себе имущества.
Мне удалось даже немного поспать:





6.07 День 2. Асфальтинг. Стерлитамак - село Макар


    Выехали из Стерлитамака и около 40 км. двигались по хорошему асфальту  до села Макарово.


     К тому времени я начала немного паниковать по поводу своего уха, в котором что-то начало опухать и болеть. Моё параноидальное до таких вещей сознание начало тут же рисовать всякие страшные картины о том, что может случиться со мной в  походе где- нибудь в глухой местности )). Решила зайти в местную больницу, в которой не оказалось никаких лор-инструментов и в которой мне сказали, что в ухе, в общем- то, ничего страшного нет, хотя похожая на назревающий фурункул шишка явно прощупывалась.
       Поинтересовались у местного, куда нам лучше ехать. Местный сначала обрадовал тем, что в 3-4 часа дня у них обычно ливни, затем предложил два варианта маршрута - 4 километра, но по пыльной дороге вместе с грузовиками и без интересностей, либо 30 км. по грунтам, но с водопадом и кафешкой. В итоге, выбрав второй вариант, посмотрели пещеру Салавата Юлаева, затем - водопад Кук-Какраук.







     Деревня Кулгунино:


     Один из местных осматривает технику:


     
    Больше всего дорога запомнилась изматывающими мошками, летящими перед лицом и лезущими в глаза. 
    Непонятно, как лучше одеваться:  достаточно прохладная погода, одеваешься потеплее, впиливаешь в горку - жарко, расчехляешься снова, съезжаешь с этой горки, в которую впиливал - холодно.
     Много горок с большим, но въезжаемым градиентом.



   Доехали в итоге до седла горы, тут же на нас обрушился ливень (грозы здесь собираются удивительно быстро). Заранее сделать навес из тента не успели, в итоге сухой осталась только я, успевшая одеть дождевик и калоши.
    Встали на земляничной поляне, я  наконец- то вволю натрескалась земляники.
    Легли спать рано, в 18-00 по нашему.
    Проехали за день 78 км.

7.07 День 3- деревня Верхний Авзян

      Ночью проснулись от того, что начали замерзать, пришлось утепляться. Запланировали проснуться в 03:00 по нашему, однако проспали аж до 09:00.
     По дороге заметили вывеску «Родник «Ресторан Алатау». Сопоходники, радующиеся любому случаю перекусить в кафешке (что не скажешь обо мне, постоянно пытающейся сэкономить на еде )), набрав воды, тут же пошли узнавать, что да как. Однако, к их большому разочарованию, оказалось, что ресторана тут никогда не было (wtf?)



      Заехали в деревню Бретяк,  пообедали на крыльце то ли магазина, то ли чьего-то сарайчика, по соседству с кучами навоза и  копающимися в нём курами.


    Артём поделился  способом заваривания Роллтона, при котором не пачкается посуда:


   




     Ждали дождя в 15-00, но от так и не пошёл.
     Ехали по довольно приличной грейдерной дороге, которая на карте обозначена как трасса Р-316. Встретили по дороге  Рено с четырьмя жизнерадостными тётками, которые сообщили нам, что мы - единственная живая душа, встреченная ими по дороге, и что они так  нам обрадовались, что кричали «Ура»))
     В 17-30 встали на живописную полянку со столом и местом под палатку и костёр.



8.07 День 4 Деревня Верхний Авзян - где-то за Кагой

   Встали в 5-40 по нашему. Наконец-то начала получать удовольствие от созерцания окружающей природы, виды стали заметно интереснее и живописнее -  гористая местность, рассыпанные по ней домики и густые хвойные леса.
       Проехали деревню Большой (Нижний) Авзян.



     После Авзяна наконец пошёл хороший долгожданный асфальт. Проехали первый раз реку Белую (Агидель на местном), затем проехали Кагу. Встали в итоге на лесной опушке (делянке) с видом на горы.
Проехали 64 км.












9.07 День 5.Белорецк- озеро у Тирляна

      По дороге на Белорецк пытались найти какой- то самопальный рудник с горным хрусталём, прошли вверх в лес от указанной на каком-то туристическом форуме точки метров 800, безуспешно. Были нещадно погрызаны комарами.
     12-50 в Белорецке. Пообедали в кафе, купили магнитики, отправили на почте открытки.





      Доехали до Тирляна, встретили колоритного мужчину с топором на багажнике:


      Лошади ходят по улицам:


    За городом от Тирляна началась узкоколейка. Встали у озера недалеко посёлка, очень живописные места. Огромные земляничные поляны - на радость мне, проглоту.






     Были вынуждены слушать Лепса и прочее подобное до 21-00 , доносившегося из какого- то местного дома отдыха.
     Проехали за день 78 км., ОДО 273 км.




10.07 День 6 Озеро у Тирляна-  деревня Александровка

       Встали в 6-30, моросил мелкий дождик.
       Ехали далее по красивой узкоколейке, местами с труднопроходимыми лужами и болотами:






    Частенько начинаю отставать, еду в одиночестве среди диких лесов без связи. 
    Доехали до посёлка Верхнеаршинский, хотели проехать аккуратно незамеченными мимо лесников, дабы не платить мзду за проезд по заповеднику, однако залаявшая собака нас выдала -  через пару минут мы  услышали за спиной шум мотора и дорогу нам преградил пожилой мужчина на «Урале», вежливо попросив пройти с ним для оформления нужных документов.



     С документами, впрочем, у нас всё было нормально, однако наше письмо куда-то затерялось, и пришлось ждать около полчаса, пока инспектор (?) ездил его искать и звонить куда- то уточнять, а был ли вообще от нас звонок.
     По таксе с нас полагалось по 700 р. с человека за нахождение в заповедние (без гида), однако в процессе беседы о том, что с нами едет представитель россельхознадзора (Олег), а так же о нашей туристической сознательности выклянчили в итоге 2 билета по 700р. на четверых.





        Зашли в местный магазин, пополнили продуктовый запас. 
        Нашествие коров, пытающихся хоть что-нибудь сжевать с наших рюкзаков.



        Внезапный «Кирпич» в лесу:


       Далее продолжили ехать по той же узкоколейке.
       Постоянно моросит дождь. 
       Едем мимо живописных курумников:




      Далее по узкоколейке доехали до клёпаного харизматичного деревянного мостика через реку Юрюзань.




    Затем- брод через ручей, вышли к бывшей станции «Юрюзань». Обнаружили памятники героям войны, а так же стол с лавками.



      Проехали через красивое поле, с закатом и туманом. Выехали наконец к эко-поселению Александровка, в котором нет ни электричества, ни связи. 
      После моросившего весь день  дождя ставить палатку в высокой траве не хотелось, да и времени уже было много, поэтому рискнули напроситься к местным – переночевать в недостроенном доме на деревянном полу. В итоге нас напоили чаем, растопили баньку, меня устроили в отдельную комнату в предбаннике и подарили носочки :)










11.07 День 7 Александровка- Иремель

     Оставили хозяевам в качестве благодарности 1 000 на столике в той комнате, где я спала- по 250 с человека.
     Перекусили в посёлке Тюлюк, находящемся непосредственно рядом с Иремелем.



    Весь день залезали на Иремель. Лично мне было очень тяжело, велосипед с баулом ни в какую не выходило затаскивать под такой уклон,  ещё и с огромными камнями и по болоту. Спасибо Андрею, который таскал его в самых тяжёлых для меня местах.



     Оставили велы в лесу на седле горы, состегнули замками, сами дальше пошли пешком по натоптанной туристической тропе. На самую вершину Иремеля можно зайти только по куруму. Впечатления от восхождения непередаваемые, холодно, сильный, чуть ли не сдувающий с ног ветер.




       Высота Иремеля – 1581 м.
       Остановились на стоянку у ручья «Второе дыхание»

12.07 День 8 Спуск с Иремеля. День говнолина и «лайтка»

    Накануне сопоходники отмечали «Восхождение на Эверест», сделали праздничные макароны с аж двумя банками тушёнки, выпили горячительных напитков и всю ночь орали песни. Я не особый любитель алкоголя и подобного репертуара, а так же сплю с плеером и плотными наушниками-затычками, поэтому сон мой был крепок и спокоен :).
    Проснулись рано. Моросило. Мимо прошло несколько групп туристов.
    Атака чёрно-оранжевых бабочек на наши вещи и муравьёв - как оказалось, спали мы почти на муравейнике.



     Спуск с Иремеля представлял собой глубокое болото, древесные завалы, камни, «Русский велотуризм, безжалостный и беспощадный» во всей своей красе:


       Причём это была  туристическая тропа)
       Выходим к палаточному лагерю с костром и башкирами, возящими туристов на УАЗиках на экскурсию.. Нас напоили чаем из ивана-чая и чаги с местной сладостью типа нашего хвороста.



       Затем началась самая интересная часть спуска – раздолбанная УАЗиками дорога превратилась в две залитые водой глубокие болотные колеи, началась кратковременная, но сильная гроза – успели спрятаться под тент, однако дорога стала совсем отвратительной.



       Далее нас ждали 15 км. пешком по болоту.
      Когда всё, казалось бы, уже кончилось, отстала на каменистом мокром чернозёме за 3 км. от деревни. Друид, отжёгши пару раз в лужу, матерится и укатывает вперёд из поля зрения. Боль, страдание и отчаяние)) – больше метра я не могла провезти вел, т.к. он моментально забивался землёй с камнями. Сопоходники уехали далеко вперёд в деревню, дабы успеть за пивом до закрытия магазина.
     Оставался только один вариант – тащить вел с рюкзаком отдельно, однако тут приехало моё спасение в виде уазика со знакомыми башкирами, которые закинули велосипед с рюкзаком на крышу и довезли меня пару-тройку км. до Друида, который всё-таки ждал меня, отдыхая в закатном солнце на травке. Договорились, что меня довезут до ближайшего озера, где я подожду товарищей.
     В очень дружелюбной атмосфере довезли до озера, вел с рюкзаком оказались в целости, сохранности и на своих местах. Один из гидов даже попросил написать ему по приезду домой вК, как что.


     Вещи оставила на берегу озера и накрыла дождевиком защитного цвета, сама спустилась к воде – мыть вел и ноги. Как оказалось позже, не зря спрятала баул под дождевиком – мимо на матизе ездили какие-то обкуренные гопники, доматывающиеся до сопоходников.




    Помывшись, обнаружила на мосту ничейного собакена, с которым посидела до приезда своих.


    На Калкан решили не ехать, на берегу озера тоже не стали становиться во избежание встречи с обкуренной гопотой, заночевали в итоге в приятном лесочке. Собакен пожелал остаться с нами – не выпрашивая ничего, просто спал у костра.
     Гиды на уазике предупреждали, что связь будет только на озере Калкан, однако  удалось дозвониться всем, кому хотелось, в связи с этим мне заметно полегчало :) Плюс весь вечер можно было наглаживать собакена.



13.07 Асфальтинг

     За день проехали 122 км. по асфальту по довольно равнинной плоскости. Интересных видов не было. 
   Сильно отстала, ехала до Миасса одна. Там уже на развилке увидела ждущую меня компанию, переживающую, не повернула ли я на Челябинск и встретившая возмущением мою идею ждать отстающих на перекрёстках.
    В Миассе потеряли Олега. Поужинали в пиццерии «Перчик». Я наконец-таки осуществила давнее своё желание и купила себе обалденную шаурму.  В пиццерии встретился мегапозитивный местный чел, назвался байкером-туристом, рассказал, что как, где лучше встать на Тургояке. Предложил свозить с утра в музей самоцветов. Записала на всякий телефончик.
    Встали на берегу Тургояка.








14.07 Тургояк - Златоуст - Таганай

     Встала рано (в 6 по н.в. из-за громкой музыки в детском лагере недалеко от нашей стоянки). Была мысль воспользоваться предложением встреченного в пиццерии местного байкера и сгонять-таки в музей самоцветов (самоцветы - моя слабость), но товарищи все-таки отговорили меня, наивную и непуганую, рисуя всякие страшные картины того, что могло бы со мной приключиться в незнакомом городе с незнакомым человеком.
    Посидели до 12 по н.в., затем решили попробовать доехать до яхт-клуба попроситься покататься на катамаране по озеру. В итоге за 100р. с человека покатались по озеру, пока катамаран развозил по турбазам отдыхающих.






    Затем поехали в сторону Златоуста. Ветер в лицо, много горок, едется очень тяжело. В Златоусте долго искали кафешку типа пиццерии, однако почему-то не нашли ни одного подобного заведения. В итоге наткнулись на небольшую столовую, там и перекусили.
   После поехали в национальный заповедник Таганай. Там у нас планировались несколько пеших дней - пройтись по парку и подняться на местные вершины. Встали совсем недалеко от входа, взяли с нас по 30р. с человека за ночёвку на территории парка. 

15.07 Таганай

   Встали рано. 
   По плану сегодня было переночевать в одном из так называемых «Приютов», стоимостью 200р. с человека за ночь (как нам пообещали), поэтому решили оставить велы и ненужные вещи в лагере у сторожа парка (за небольшую деньгу в размере 30 рублей), остальное необходимое для ночёвки распихали по велорюкзакам.
    Я одела калоши и взяла с собой кроссовки, на случай, если придётся лазить.
    Вообще калоши в этом походе оказались для меня универсальной обувью. Кроссовки мной использовались за всё время только тогда, когда приходилось лазить по камням.
    Отправились по одной из туристических троп с названием «Пыхтун». Вначале дорожка была весьма приятной и сухой, чем дальше она уходила, тем больше становилось камней, ручьёв и болот. Дойдя до одного из «приютов» у ручья («Гремучий ключ»), решили спрятать среди камней баулы с вещами и дальше подниматься на вершины налегке. Я переобулась в кроссовки и неосмотрительно взяла на всякий случай калоши, которые мне не пригодились и которые пришлось таскать в руках, что было крайне неудобно, потому что приходилось местами использовать 4 точки опоры. 
    Зашли сначала на «Перья», затем на вершину – Двуглавую сопку (1034 м.)






    Затем спустились, забрали свои рюкзаки и пошли до приюта «Таганай», где нам были обещаны домики по 200р. за человека. Домики на деле оказались настолько ужасными, что нам дружно захотелось вернуться обратно. Однако в наших планах было с утра подняться на Откликной гребень (а вернувшись в начало парка, на следующий день – в день отъезда мы бы уже точно не успели совершить задуманное), поэтому решили остаться.
   Дрова по 100 р. за охапку.




16.07 Таганай, Откликной гребень - Златоуст

    Встали в 5 по н\в, быстро позавтракали и потопали. На самую вершину мне забраться не удалось - инстинкт самосохранения не позволил, да и ловкостью я не отличаюсь, однако я осталась довольна тем, куда мне удалось забраться и с большим удовольствием подождала там остальных.





     Спустившись, пошли обратно к ночлежке.
    Дошли довольно быстро вниз до входа в парк, забрали вещи у сторожа, закупились сувенирами и поехали в город.
     В городе разделились. Я поехала перекусить в «Автобургер» под мелкий моросящий дождик, закупилась в Спаре едой в поезд, покаталась по городу.




Символ города - Пегас.




    Приехала на вокзал, однако времени было ещё мало, поэтому съела пару мороженок и поехала дальше нарезать круги по городу.
    В 23-15 пришёл долгожданный поезд, мы загрузились и поехали в сторону дома.




1 комментарий:

  1. О да.Осилил. Спасибо, познавательно и красиво.

    ОтветитьУдалить