пятница, 4 марта 2016 г.

Велопоход Хибины - Терский берег 2014 г.


Предисловие
     Автор оригинального отчёта - Сергей Прохоров, руководитель нашей группы. С его разрешения размещаю его отчёт здесь, дополнив фотографиями.
     Здесь можно почитать отчёт Григория о походе по абсолютно аналогичному маршруту, но в 2010-м году:
http://ded-grigory.narod.ru/2010-murman/index.html
    Все фотографии можно посмотреть тут:
https://fotki.yandex.ru/users/ded-grigory/album/154188/
https://fotki.yandex.ru/users/ded-grigory/album/154189/

Общие справочные сведения о маршруте:
Дисциплина маршрута (вид туризма)

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км
Продолжительность
Сроки проведения
общая
ходовых дней
Велотуризм

3

719,5

14

12

19.07.2014-01.08.2014


Подробная нитка маршрута:
Г.Апатиты – ст.Имандра – р.Бассейная Куна (брод) – база КСС Рисчорр – г.Кировск – пос.Октябрьский – д.Инга – пос.Умба – д.Оленица – мыс Корабль – д.Варзуга – д.Кузомень – мыс Корабль – д.Оленица – пос.Умба – оз. Колвицкое –  г.Кандалакша.




Маршрут включал самые разнообразные варианты рельефа - от горного до берега моря; разнообразные природные зоны – тайгу, тундру, лесотундру; разнообразные виды дорожного покрытия – асфальт, грейдерные дороги, песчаные участки, гравий от мелкого до крупного, заброшенные и заболоченные участки лесных дорог. На маршруте множество локальных препятствий – броды от достаточно сложных на р. Бассейна Куна и оз.Щучье,до мелких, проезжаемых в седле либо проходимых по камням.
На маршруте были предусмотрены радиальные пешие выходы для ознакомления с интересными природными объектами – в ущелье Акку-Акку, к оз. Академическому через пер. Южный Рисчорр, к устью реки Варзуги и в село Кузомень по Кузоменским песчаным дюнам. В селе Оленица можно ознакомиться с месторождением «Беломорских рогулек» - глендонитов, а на мысе Корабль с заброшенными рудниками по добыче аметистов и флюорита. В селе Варзуга расположен знаменитый ансамбль Успенской церкви 17 века, памятник архитектуры федерального значения.

Варианты подъезда и отъезда
Подъезд к району похода и отъезд от него достаточно просты. Начальный и конечный пункты расположены на железной дороге. От Тулы можно добраться с пересадкой либо в Москве, либо в Санкт-Петербурге. Существуют проходящие через Тулу поезда до Мурманска, но купить на них билеты проблематично.
Кроме того через стартовый и финишный пункты похода проходит шоссе М 18 Мурманск-Санкт-Петербург. При наличии доступного автотранспорта можно выбрать автомобильный вариант подъезда и отъезда.

График движения

Дни пути
Дата
Участок пути (от - до)
Протяженность в км.
Чисто ходовое время
Определяющие препятствия на участке
1
19.07.2014
Апатиты  ж/д вокзал – ст. Имандра
48,2
5:22
Каменистая дорога, осложнённая мелкими бродами, влажная
2
20.07.2014
ст. Имандра – база КСС Рисчорр
33,3
4:26
Грунтовая дорога, осложнённая мелкими бродами, заболоченными участками, каменными завалами, сухая Брод р. Бассейная Куна, брод оз. Щучье
3
21.07.2014
Днёвка (пеший радиальный выход)
0


4
22.07.2014
база КСС Рисчорр – р. Умба
60,9
4:09
Пер. Кукисвумчорр
5
23.07.2014
р. Умба – р. Муна
62,6
5:45
Аэродром "Хариусный" - р. Муна
6
24.07.2014
р. Муна – оз. Тормозеро
57,5
4:52

7
25.07.2014
оз. Тормозеро – д. Оленица
97,3
6:01

8
26.07.2014
д. Оленица – мыс Корабль
57,6
4:25

9
27.07.2014
мыс Корабль - Кузомень
44,5
4:14
Песчаные дюны на дороге Варзуга-Кузомень
10
28.07.2014
Днёвка (пеший радиальный выход)
0



11

29.07.2014

Кузомень – мыс Корабль

23,5

2:09

12
30.07.2014
мыс Корабль – д. Оленица
57,2
4:13

13
31.07.2014
Д. Оленица –оз.Колвицкое
122
8:59

14
1.07.2014
оз.Колвицкое – Кандалакша ж/д вокзал
54,9
4:21




 19.07.2014День 1. Апатиты ж/д вокзал - ст. Имандра




  01:00 Поезд прибыл на станцию Апатиты по расписанию. Выгружаем вещи, собираем велосипеды.



В 2:07 начинаем движение через город в сторону завода минеральных удобрений. От вокзала движемся направо по асфальтной дороге, далее по мосту через ж/д, по улице Ферсмана, до улицы Энергетической, и далее до завода. Залатали первый прокол.


    03:20 Далее путь лежит через территорию комбината



 На въезде и выезде посты охраны, но нас пропускают, т.к. это единственный путь. Выехав за территорию предприятия, попадаем на хорошую асфальтную дорогу.
     03:56 Через 5 км движения поворачиваем на право и уходим на грунтовую дорогу



Дорога местами каменистая, в неплохом состоянии, используется для обслуживания ЛЭП, однако на ней глубокие колеи и движение по ней после дождя было бы весьма затруднительным.
 04:48 Переправа через реку Малая Белая по подвесному мосту 



Продолжаем движение по грунтовке. В нескольких местах она пересекается неглубокими ручьями, пригодными для проводки велосипедов.





    07:56 Доехали до реки Юмъекоруай. Речка неглубокая и преодолевается по камням с проводом велосипедов. Остановились на отдых и обед. В районе 11-ти часов совершили пеший радиальный выход вверх по течению реки в сторону ущелья Аку Аку до шикарного озера






 Прогулка заняла около 4-х часов и составила 4,5 км в одну сторону. В 17:51 продолжили движение в сторону станции Имандра. Дорогу местами пересекают каменные морены, которые пересекаем спешившись.




 19:53 Выехали к переправе через р. Гольцовка, через которую параллельно ж/д мосту переброшен и подвесной мост. Переправляемся


Далее движемся вдоль ж/д насыпи через станцию Имандра к месту ночлега. Преодолеваем вброд «2-ой залив станции Имандра» и в 21:09 разбиваем лагерь.

      Протяженность участка, км: 48,2 км.
      Суммарный набор высоты: 639 м.
      Координаты стоянки: 67°51'56.24"С;  33°17'19.15"В

20.07.2014
День 2. ст. Имандра - база КСС Рисчорр



  Мы проспалиJ. Сказалась бессонная ночь вчера. Разбудил в 8:30 звонок кем-то не выключенного телефона. С непривычки долго собирались и в 11:55 начали движение. Укатанная лесная дорога то и дело пересекается большим количеством каменных рек и сильно заболоченных участков, не давая разогнаться. Движемся медленно, то и дело спешиваемся и пешком преодолеваем препятствия 

14:44 Добрались до места переправы через р. БассейнаяКуна. Течение 1,2-1,5 м/с, дно каменистое, глубина не превышает 0,5-0,8 метра, ширина 20-25 метров. Переносим рюкзаки и велосипеды через реку 





 делаем перекус, купаемся, температура воды позволяет.  В 16:15 продолжаем движение вверх по течению реки. Неплохая, местами каменистая, дорога несет нас вдоль живописного русла 

Часто останавливаемся для фотографирования.
    16:59 Выехали на берег озера Гольцовое 

 Красивейшее озеро с прозрачной ледяной водой не позволило проехать мимо, не искупавшись. Далее путь пролегает по его берегу, покрытому ракушечником. Местами он достаточно плотный, и по нему можно ехать, однако часть пути проходим пешком. Двигаемся по берегу около 2-х км, пересекая вброд несколько небольших ручьев, впадающих в озеро





     18:12 Добрались до озера Щучье. Далее нам предстояло преодолеть участок озера длиной около 300 метров вброд, т.к.  заболоченные берега поросли непроходимым кустарником. Столь протяжённый участок решили проходить за одну ходку, взвалили рюкзаки на спину, а велосипеды под мышку и в путь… Благо, что вода не холодная, да и глубина не превышала 1 метр



Пока готовили велосипеды к продолжению пути, к нам подъехали автотуристы, после чего лихо преодолели только что пройденный нами брод.
   19:27 По накатанной песчаной дороге добрались до базы КСС




переведя дух, двинулись дальше. Свернули с главной дороги налево, и, преодолев затяжной подъем по каменистой дороге, вышли к месту стоянки на реке Рисйок, чуть выше водопада.


 После ужина прогулялись, осмотрели водопад и расположенные неподалёку площадки, где проводились подземные ядерные взрывы в 1972 и 1984 годах для нужд геологов.







      Протяженность участка, км33,3 км.
      Суммарный набор высоты: 466 м.
      Координаты стоянки: 67°47'43.95"С;  33°37'44.90"В

 21.07.2014
День 3.
 Днёвка. Радиальная пешая прогулка

      Пеший выход к озеру Академическому через пер.Южный Рисчорр (780 м). Выход со стоянки – около 9:00. К перевалу идёт тракторная дорога, которую в нескольких местах спрямляем по пешеходным тропам. В 10:30 выходим в перевальный цирк. После небольшого привала – попить и сфотографироваться начинаем подъём.


В 11:00 мы на перевале. С полчаса любуемся видами Хибинских гор, долины Кунийока на западе, Умбозера и Ловозерских тундр на востоке. Погода солнечная, видимость очень хорошая.


      На спуске небольшой сюрприз. Размеры снежника на западном склоне превосходят наши ожидания. У нас нет ни подходящей обуви ни снаряжения, необходимого для движения по крутым снежным склонам. После небольшого совещания решаем сделать небольшой траверс в южном направлении, до ближайших скал. Стараясь не выходить на крутые участки, проходим метров 150-200 и уже без труда спускаемся по камням в перевальный цирк.



Спускаемся вдоль ручья до начала узкого оврага с отвесными стенками, который некоторые называют «Ущелье ведьм». Стараемся идти по снежникам, пока возможно. Так легче. Делаем петлю, огибая с востока пару горных отрогов, выходим к вытекающему из озера ручью и по лежащим на его берегам снежникам поднимаемся к озеру. Делаем привал, любуемся пейзажами, перекусываем, купаемся в озере. Вода на удивление не очень холодная, несмотря на висящие прямо над озером снежники.


       Обратно от озера идём на северо-восток, срезая ближний к озеру отрог, спускаемся по крутому склону и далее идём по своим следам в обратном направлении.


    Подниматься на Южный Рисчорр с востока удобнее справа, с северной стороны, выходя по каменистому склону почти до уровня перевала по высоте и затем траверс снежника до перевала. К этому времени здесь прошли уже пара-тройка туристических групп, и на снежнике пробита удобная тропа.

    В лагерь возвращаемся около 19:00, пройдя около 25 км.


22.07.2014
 День 4. База КСС Рисчорр - р. Умба




В     11:18 начали движение в сторону перевала Кукисвумчорр. Спустились от места ночевки на дорогу, ведущую к базе КСС, свернули налево, и по укатанной, каменистой дороге начали движение к перевалу вдоль русла реки Кунийок.  Периодически путь преграждают небольшие ручьи, но преодолеть их не составляет большого труда.





12:18 Достигли озера Сердцевидное




    12:37 Продолжая плавный подъем по дороге, примерно через 20 минут выезжаем на перевал. С него открывается вид на долину реки Вудъяврйок. На перевале пронизывающий ветер и мы спешим его покинуть. Дорога на спуске так же укатанная, каменистая, с небольшим уклоном, однако ниже перевала лежит большой снежник, талая вода из которого течёт прямо по дороге, и часть пути преодолеваем, спешившись 





    Через несколько километров слева примкнула дорога, по которой грузовиками возят горную породу в Кировск. Огромные машины несутся по дороге из мелкого щебня, оставляя за собой целые облака пыли. Спускаемся осторожно и в 13:47 достигаем озера Малый Вудъявр, расположенного справа от основной дороги, где делаем перекус и небольшой отдых.



    15:11 Продолжаем движение. Дорога, усыпанная щебнем, вскоре сменяется асфальтом



   Проезжаем мимо озера Большой Вудъявр, и примерно через 40 минут, двигаясь по Апатитовому шоссе, добираемся до центра Кировска, где осматриваем достопримечательности и пополняем запасы.
   19:14 Покидаем Кировск и движемся сначала в направлении города Апатиты, а потом сворачиваем налево в направлении Коашвы. Под колесами бетонка, укрытая асфальтом, так что движемся достаточно быстро, и в 21:11 добираемся до реки Умба, где и останавливаемся на ночлег.






      Протяженность участка, км60,9 км.
      Суммарный набор высоты: 540 м.
      Координаты стоянки: 67°30'7.37"С;  34°13'17.00"В


23.07.2014
День 5. р. Умба - р. Муна


    В 11:29 переправившись по автомобильному мосту через реку, мы  начали движение в направлении поселка Октябрьский.
      11:51 Перед самым въездом в поселок мы свернули направо и оказались на песчаной дороге, в целом, достаточно укатанной, однако попадались участки с рыхлым песком, в котором вязли колеса. По ней мы двинулись в направлении старого аэродрома.


     13:27 Поколесив по пескам и посетив «могилу поручика Ржевского», мы выехали на взлетно-посадочную полосу заброшенного аэродрома длиной около 4 км . 



   Поистине впечатляющее зрелище! Такое ощущение, что она и сейчас готова принять самолет! Делаем привал.



      От аэродрома продолжаем движение в направлении Ингозера. Дорога ухудшилась. Песчаные участки длиннее, песок глубже, местами сильно разбитые каменистые участки, все чаще встречаются сильно заболоченные участки и торфяные болота 



     Местами на них еще сохранились старые гати, что несколько облегчает их преодоление. В 17:30 подъезжаем к истоку реки Инга, переправляемся через нее по старому автомобильному мосту и делаем привал.
    После полуторачасового отдыха продолжаем движение. Песчаная дорога периодически сменяется торфяными болотами, до деревни Инга они попадаются на пути уже не очень часто, за деревней чаще. Инга – единственная обитаемая (по крайней мере летом) деревня на пути от Октябрьского до Умбы. За деревней приходится преодолевать пару водных преград, глубиной по колено и шириной метров 50. В 22:32 прибываем к месту ночлега и разбиваем лагерь у брода на берегу реки Муна, перед бывшей деревней.

      Протяженность участка, км62,6 км.
      Суммарный набор высоты: 616 м.
      Координаты стоянки: 67° 5'29.83"С;  34°26'0.50"В


24.07.2014
День 7. р. Муна - оз. Тормозеро



    Выезд в 11:00. Проезжаем поляну, где раньше стояла деревня Муна. От деревни практически ничего не осталось. В конце поляны дорога уходит в лес, налево. Первое болото примерно в километре от деревни. Дорога сильно разбита и заболочена, особенно ближе к Муне


      Почва глинистая, налипает на велосипеды. Встречаются пара полусгнивших мостов, пройти можно, но соблюдать осторожность



     К концу участка дорога чуть улучшается, скорость движения возрастает. Нам повезло, что   погода сухая. В дождь здесь сильно хуже.
     В 12:50 на перекрёстке поворачиваем направо и почти 6 километров едем до реки Щучья по хорошей грунтовке. Минут через 20 подъезжаем к реке. Мост разрушен. Брод простой, при большом желании можно пропрыгать по камням не замочив ног. За рекой небольшой привал, перекус. Моем велосипеды от налипшей на предыдущем участке грязи.
      В 14:15 выезжаем с привала. Хорошая грунтовка выводит в деревню Верхнее Мунозеро. Деревня нежилая, только пара домов на южной окраине, по-видимому используются под дачи.
     За Восточным Мунозером дорога долго петляет между озёр и болот. Местами встречаются разбитые участки, но в основном качество нормальное. 
     Около 17:00 выезжаем к мосту через р. Вяла



     За мостом очередная нежилая деревня Вельмежка. Планировали здесь остановиться на ночёвку, но после осмотра местности передумали. Удобных мест для палаток мало, высокая трава, на дне реки полно топляка.
        Миновав озеро Тормозеро, слева от дороги видим небольшое округлое озеро. Проезжаем мост через вытекающую из озера речушку. Метров через 200 крутой правый поворот, за ним отворотка налево в лес, выводящая на хорошую стоянку. Время 18:30.

      Протяженность участка, км57,5 км.
      Суммарный набор высоты: 547 м.
      Координаты стоянки: 66°50'53.66"С;  4°44'2.91"В


25.07.2014 День седьмой.
Озеро Тормозеро - д. Оленица


    Выезд в 09:30. Покинув озеро, выезжаем на хорошо накатанную песчаную дорогу и движемся по ней параллельно руслу р. Вялы.  Влажные места встречаются все реже, во многих из них сохранились старые гати. Качество дороги позволяет двигаться достаточно быстро, и приблизительно через 2 часа пути преодолеваем по автомобильному мосту небольшую речушку Рума
   После небольшого привала продолжаем движение. Болотистую местность по бокам дороги сменяет хвойный лес, а песок под колесами сменяет широкая  накатанная дорога, посыпанная щебнем.


Приблизительно в 12:20 выезжаем на асфальтированную дорогу Кандалакша-Умба , по которой с ветерком спускаемся в поселок Умба.
    В поселке пополняем запасы провизии и затариваемся сувенирной продукцией. Здесь так же есть столовая, где можно перекусить, а у местных жителей можно разжиться рыбкой, а в хороший год и икрой.Примерно в 14:20 покидаем поселок, возвращаемся немного по дороге в сторону Кандалакши и, повернув направо, выезжаем на автодорогу Умба-Варзуга. Выехав за черту поселка, устраиваем привал на берегу залива, делаем перекус.
     В 15:40 передохнув,  берем курс на д. Оленица. После дней бездорожья по хорошему асфальту катится легко и непринужденно. Движение автотранспорта не интенсивное, так что мы можем насладиться путешествием и панорамой.  Справа среди хвойных лесов просматривается море, на берегу которого тут и там раскинуты небольшие опрятные деревеньки. Приблизительно за 5 км от Оленицы асфальт заканчивается. Его сменяет тряская, усыпанная породой дорога, на которую только планируется уложить асфальт. В 19:50 въезжаем в поселок и располагаемся на ночлег на берегу моря, где можно разжиться вынесенным на берег топляком. В деревне можно набрать воды и купить молока. После ужина идем собирать минералы в полосе отлива.





       Протяженность участка, км97,3 км.
      Суммарный набор высоты: 603 м.
      Координаты стоянки: 66°28'3.69"С;  35°19'24.40"В

26.07.2014 День восьмой.
д. Оленица - мыс Корабль




     В 10:40 начинаем движение. Выезжаем из д. Оленица на автодорогу Умба-Варзуга и берем курс на пос. Кашкаранцы. Дорога, мягко говоря, не комфортная, сплошные гребенки, и усыпана крупными кусками породы
    Движемся медленно, с осторожностью, постоянно маневрируя.  Где-то через 15 км пути съехали с нее на старую грунтовку, идущую параллельно. Ехать по ней приятнее, однако дорога сильно заросла, и периодически ее пересекают ручьи, спрятанные под основной дорогой в трубы



   Преодоление водных преград сильно снизило темп, и после второго брода было принято решение вернуться на основную дорогу. Из двух зол выбрали меньшую. Около 14:00 въехали в пос. Кашкаранцы. Здесь есть магазин, где пополняем запасы и останавливаемся около старого маяка на отдых


     В 16:10 выезжаем из поселка. Движемся по песчаной дороге, в целом укатанной, однако иногда встречаются участки глубокого песка, где приходится спешиваться.  Дорога пролегает по живописным местам, возвышаясь над береговой линией.


Периодически вдоль дороги встречаются полуразрушенные рыбацкие домики. Постепенно песка становится меньше, и где-то через 7 км дорога становится каменистой.  В 18:20 прибываем на место ночлега – мыс Корабль





    По береговой линии можно набрать топляка, а воду можно добыть в единственном роднике, доступном только во время отлива, т.к. в остальное время он находится под водой. После ужина занимаемся поиском Аметистов на береговой линии





      Протяженность участка, км57,6 км.
      Суммарный набор высоты: 199 м.
      Координаты стоянки: 66°17'52.52"С  36°20'46.64"В


27.07.2014 День девятый
мыс Корабль - Кузомень




     Полночи лил дождь, так что утро нас встретило хмурым небом и промозглым ветром. В11:40 начали движение. Проехав по песчаной дороге около 20 минут выехали на а/д Умба-Варзугаи взяв курс на Варзугу покатили по уже порядком надоевшим гребенкам.
   Погода ухудшается. Повис густой туман, а немного погодя пошел дождь. Вот в такой нерадостной атмосфере мы через 2 часа прибыли в Варзугу, где расположились на автобусной остановке, переждали непогоду. Перекусив и переждав непогоду, отправились осматривать местную достопримечательность - Успенскую церковь, примечательный памятник деревянного зодчества и пополнять запасы в местном магазине.





    В 15:30 выехали из поселка. Нам предстояло вернуться часть пути, порядка 5 км до поворота на Кузомень. Дождь прекратился, но погода оставалась пасмурной и ветряной. Примерно через 40 минут мы съехали с каменистой дороги на укатанную песчаную, но чем дальше, тем чаще приходилось спешиваться и тащить велосипеды по глубокому песку



      Вскоре по бокам потянулись настоящие песчаные дюны



     Примерно в 17:15, вдоволь натаскавшись велосипедов, а также вытолкнув из песка безнадежно застрявшую там машину с автотуристами, мы выехали на берег моря, и повернув в сторону Кузомени, начали искать место для стоянки с пресной водой.



Такое нашлось примерно через 2,5 км, невдалеке от поселка. Источником воды нам послужила большая лужа, которая видимо, наполняется грунтовыми водами.


      Протяженность участка, км44,5 км.
      Суммарный набор высоты: 353 м
      Координаты стоянки: 66°16'38.96"С  36°50'24.90"В


28.07.2014 День десятый
Днёвка. Пеший выход в пос. Кузомень

    Дневка. Пеший выход к в пос. Кузомень, осмотр быта местных жителей, посетили небольшую часовенку на берегу моря, походили по заброшенным домам поморов.























29.07.2014 День одиннадцатый
Кузомень - мыс Корабль


     11:30 начали движение в сторону мыса Корабль. Решили ехать прямо по линии прибоя, там песок наиболее плотный




      Местами он вообще не уступал асфальту, местами приходилось прикладывать немало усилий. Проехав примерно 8 км, съехали на песчаную дорогу, которая тянулась параллельно береговой линии. Вдоль берега тянется унылый пейзаж с остатками инфраструктуры рыболовного промысла.  Примерно в 13:00 въехали в заброшенную деревню Кошевская.
В деревне сохранился один дом в нормальном состоянии, видимо он используется рыбаками. Делаем перекус и небольшой отдых.



В 14:00 продолжили движение. По мере приближению к мысу, дорога становится каменистая, песка все меньше. На подъезде к месту ночевки встретили большую группу велосипедистов из Мурманского клуба «Пилигрим», ребята путешествовали налегке. В 15:20 прибыв на место ночлега, остановились на том же самом месте. Соорудили ветрозащитную конструкцию из тента и бревен
А вечером был потрясающий закат!!!



      Протяженность участка, км23,5 км.
      Суммарный набор высоты: 123 м.
      Координаты стоянки: 66°17'52.52"С  36°20'46.64"В


30.07.2014 День двенадцатый
мыс Корабль - д. Оленица


    9:24 Взяли обратный курс на Умбу. Ничего не поделаешь, но дорога в этих местах одна. По началу каменистая, а по мере приближения к пос. Кашкаранцы все более песчаная дорога весело стелется под колеса. На берегу часто встречаются различные часовенки 





  Приблизительно в 11:00 въехали в пос. Кашкаранцы, где устроили небольшой отдых и подкрепились.
    В 11:54 продолжили движение. И снова мы на той самой гребенке. На этот раз решили больше не экспериментировать и не пытаться съехать на старую дорогу. Так, мерно покачиваясь на неровностях, мы в 15:30 въехали в Оленицу. Остановившись на окраине поселка, решаем, как провести остаток дня: остановиться здесь на уже разведанной площадке или продолжить движение. Посовещавшись, решили устроить полудневку перед длинным броском до Кандалакши. Свернули в поселок и, набрав по пути воды у местных жителей, приехали на место ночлега, и оставшуюся часть дня посвятили поискам глендонитов.

      Протяженность участка, км57,2 км.
      Суммарный набор высоты: 187 м.
      Координаты стоянки: 66°28'3.69"С 35°19'24.40"В


31.07.2014 День тринадцатый
д. Оленица - оз. Колвицкое



   Сегодня у нас намечается нелегкий день. Запланировано проехать порядка 120 км, а утро встречает нас холодным дождем и промозглым ветром. Пока собирались, дождь закончился, и около 9:00 мы выкатили на дорогу и взяли курс на Умбу, остановились у надписи – Полярный круг





     Примерно через 20 минут начался асфальт, и мы дружным пелетоном помчались вперед.  Нас подстегивали черные тучи, которые нагоняли нас со стороны Варзуги, и мы очень хотели добраться до Умбы, чтобы там переждать неминуемый ливень. Но мы не успели…  Где-то за 10 км до Умбы на нас обрушился ливень, снизив видимость до десятка метров. Поняв, что нам некуда от него спрятаться, продолжили ехать. Ливень стих минут через 15 и вскоре мы прибыли в Умбу, мокрые до нитки, дождевики не сильно-то и помогли при таком ненастье. Решили устроить обед в небольшом кафе на окраине Умбы, поесть горячего и немного погреться.
     В 14:30 двинулись дальше. Выехав из города, взяли курс на Кандалакшу.  Преодолев затяжной подъем, проехали место, где мы несколько дней назад выбрались из тайги.Дни, проведенные в седле, не прошли даром, нам удавалось поддерживать неплохой темп, и постепенно все согрелись и повеселели. А дорога петляла среди густого леса, то слева, то справа проглядывали небольшие озера. Приблизительно в 19:00 мы подъехали к очень красивому озеру Колвицкое





и, свернув с дороги, расположились на ночлег на его берегу в лесочке. И очень вовремя. Только мы успели поставить лагерь, как на нас обрушился второй ливень. И полоскал он больше часа, так что готовить ужин пришлось в очень экстремальных условиях, а о том, что бы посушить у огня вещи, речи вообще не шло. Огонь упорно не хотел гореть, сухих дров не осталось.

      Протяженность участка, км122 км.
      Суммарный набор высоты: 1188 м.
      Координаты стоянки: 67° 2'1.91"С  33°28'8.34"В

01.08.2014 День четырнадцатый
оз. Колвицкое - ж/д вокзал Кандалакша


     Всю ночь гремели далекие раскаты грома, но утро встретило нас ясным небом и ласковым солнцем.  В 16 часов нас будет ожидать поезд, а впереди еще больше 50 км, так что – в путь. Через 2,5 часа и 35 км пути дорога резко пошла в гору. Преодолев этот нелегкий подъем, съехали с асфальта, и остановились на отдых.  Так ка время нам позволяло, решили совершить пешую прогулку к местной достопримечательности – памятнику археологии под названием Вавилон – это остатки лабиринта выложенного из камней и скрытого от глаз густым лесом, сквозь который к нему проложена тропа




    Отсюда так же открывается потрясающий вид на Кандалакшский залив. Путь в одну сторону составил около 2,5 км, а вся прогулка заняла 2 часа. Вернувшись к велосипедам, пообедали и устроили небольшой отдых. 
    В 14:10 продолжили движение. Перед нами лежала «финишная прямая» - затяжной спуск в город, так чтомы с ветерком скатившись и немного попетляв по улочкам города, прибыли на ж/д вокзал. До поезда оставалось еще около часа, и мы не спеша разобрали и упаковали велосипеды. Поход был завершен.

      Протяженность участка, км54,9 км.
      Суммарный набор высоты: 956 м.


  

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Маршрут характеризуется низкой степенью автономности, минимум раз в 3 дня встречается населенный пункт, с магазином, следовательно нет смысла везти большой запас продуктов с собой, удобнее пополнять его по ходу движения. Проблем с пресной водой так же нет. Однако, на участке мыс Корабль – Варзуга – Кузомень – мыс Корабль следует везти запас.
На участке от Аппатит до Умбы очень много комаров. При движении они не доставляют проблем, однако при остановках и преодалениях препятствий радостно облепляют всей толпой. Следует позаботится о достаточном количестве репилентов и обязательно берите накомарники.
Наличие грибов и ягод зависит от времени путешествия и от того, насколько ранней была здесь весна. Нам не повезло, весна была поздней,  грибов встречалось очень мало, а черники смогли поесть только в последний день. Вся, что встречалась до этого, была незрелая.
С дровами на маршруте тоже нет проблем, однако горелку с запасом топлива все же стоит иметь, так же берите костровой тент – не пожалеете.
На протяжении всего маршрута возможна встреча с дикими животными. Старайтесь двигаться компактной группой.
Берите с собой побольше запчастей. В случае поломки, магазин с запчастями будет найти проблематично. Помимо Аппатит и Кандалакши, есть шанс найти мастерскую в Умбе, правда нам на глаза она не попалась.



Комментариев нет:

Отправить комментарий